Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами(далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации. Дошкольное учреждение посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – с нарушениями речи, ФФН, РАС. Дети с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
В ДОУ функционируют группы комбинированной и компенсирующей направленностей, один логопункт. Группы оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ОВЗ оказывает учитель- логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. В дошкольном учреждении реализуется адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением речи, ФФН, РАС.
Материально-техническое обеспечение, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Согласно программе развития детского сада одной из основных задач формирования социально-образовательного пространства является совершенствование образовательной среды, т.е. совокупность условий оказывающих влияние на развитие ребенка в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего обучения, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в Учреждении.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидам и лиц с ОВЗ Конструктивные особенности здания предусматривают приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входная площадка имеет: специальную кнопку вызова, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне; вывеску с наименованием учреждения и графиком работы, таблички-указатели и план эвакуациИ выполненные шрифтом Брайля на контрастном фоне, доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте, конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Обеспечение доступа в здание МБДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности (см. ниже).
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и лицам с ОВЗ. В учреждении оборудовано 12 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение-библиотека. Книжный фонд размещается в методических кабинетах, группах, фойе ДОУ (второй этаж)
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, проведения индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми. Оснащение кабинета: зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские. Учебно-методические пособия:
для коррекционной логопедической работы:
-по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
-по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
-по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
-по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:
— счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».
— картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения для релаксации.
— пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
ОБЪЕКТЫ СПОРТА — Физкультурный зал
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Физкультурно-тренажёрный зал оснащён детскими спортивными тренажёрами и физкультурным оборудованием, что позволяет коллективу детского сада реализовывать одно из приоритетных направлений детского сада №67 «Улыбка» — физическое развитие воспитанников. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту. На территории детского сада расположены 2 спортивные площадки: с оборудованием по развитию основных видов движений (бега, ходьбы, метания, прыжков (яма для прыжков в длину); оборудованием для обучения детей элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, теннис, бадминтон)., В летнее время на территории каждого корпуса функционирует «Дорожка здоровья» с целью профилактики плоскостопия и организации закаливающих процедур.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводится ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр,учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.)
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
· спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Образовательную деятельность с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья осуществляют воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, учителя – логопеды, педагог – психолог, учитель — дефектолог, педагог дополнительного образования. Педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 72 часов.
Условия питания, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. В дошкольном учреждении обеспечивается балансированное четырехразовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания, согласно требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения).Организация питания осуществляется в соответствии с 20-дневным меню. Учитывается адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам детей, его сбалансированность по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры, различные классы углеводов. Максимальное разнообразие рациона, высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивает их вкусовые достоинства и сохранность пищевой ценности. Пищеблок оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием, групповые ячейки обеспечены буфет-раздаточными с соответствующей посудой, мебелью.
Специальные условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Многогранность понятия здоровья требует комплексной разработки системы мер по организации образовательного процесса в здоровьесберегающем режиме, накопления физического, психологического, социального потенциала воспитанников. Специалистами и воспитателями проводятся различные мероприятия, направленные на привитие мотивации и закрепление в сознании ребенка здорового образа жизни через дидактические игры, досуги, проектную деятельность. Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия в помещении или на свежем воздухе. В педагогический процесс включаются упражнения по профилактике нарушений осанки и сколиоза у детей. Во всех возрастных группах созданы и оборудованы физкультурные мини-среды с необходимым инвентарем для организации игр и упражнений детей в группе. Предоставляются оздоровительные и медицинские услуги в рамках взаимодействия с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская детская поликлиника №1 г. Тамбова»: гигиенические процедуры; витаминизация пищи; иммунизация; систематические осмотры детей по показателям здоровья. В детском саду действует медицинский блок, работает прививочный кабинет. Мониторинг состояния здоровья воспитанников проводится в плановом режиме, два раза в год. Программа мониторинга разработана в соответствии с рекомендациями специалистов, включает определение соответствия морфофункциональных характеристик дошкольника разного возраста нормативам (рост ребенка, масса тела, определение толщины кожно-жировых складок, др.). Медицинская информация размещается в родительских уголках групп, на сайте учреждения. В ДОУ обеспечен беспрепятственный доступ воспитанникам с ОВЗ, в том числе детям – инвалидам, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника.
Специальные технические средства обучения индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанникам, в том числе инвалидам и лиц с ОВЗ «Электронные образовательные ресурсы» рекомендуемые для использования педагогами и родителями в работе с детьми.
Однако, доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусматривается.
Специальные технические средства обучения коллективного пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ В детском саду имеются технические средства обучения коллективного пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Это мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка; музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы); магнитофоны (в каждой возрастной группе) Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные УМК, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих, основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Условий для беспрепятственного доступа в ДОУ нет, т.к. не имеется интерната и общежития. Соответственно, жилые помещения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, отсутствуют.
Свежие комментарии